27 Февраля 2014
«Подводные камни мобильной связи»
В настоящее время реклама прочно внедрилась практически во все сферы нашей жизни. Каждый день нам пытаются продать что-нибудь ненужное, а в последнее время реклама с удвоенной силой оккупировала сферу мобильных услуг. Функционируют множество магазинов по продаже полифонии, картинок и прочих мобильных приложений. Даже проводятся различные «мобильные» викторины.
Технически это происходит оказанием так называемых дополнительных голосовых и не голосовых услуг сотовых операторов, которые, как правило сотрудничают посредством заключения договоров с сервис- и контент-провайдерами (федеральными и региональными).
Контент – это информационно значимое наполнение Интернета – тексты, графика мультимедиа. Существенными параметрами контента являются его объем, актуальность и релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением). Получение абонентом услуги контента происходит отправлением запроса (SMS сообщения) на короткий номер оператора.
Будьте бдительны!
Так, много раз вы видели, что с экранов телевизоров вам предлагается позвонить по короткому номеру или послать SMS, чтобы получить на ваш мобильный телефон музыку или картинку. А внизу обычно мелкими буквами написана цена, а также фраза, например: «подробности на www.*.ru». То есть, сразу имеет место нарушение — отсутствует возможность бесплатного доступа к информации. Человек вынужден покупать «кота в мешке».
В большинстве случаев вы не сможете ни заранее прослушать мелодию, ни просмотреть картинку. То есть, у вас нет возможности ознакомиться с товаром. Если же вам не понравится итоговый вид товара, у Вас возникнут проблемы с возвратом денег.
К тому же, сам акт передачи потребителю так называемой копии фонограммы также сомнителен. Маловероятно, что при копировании и изменении авторских копий соблюдался закон о защите авторских прав. Также есть сомнения, что авторам исходных композиций были выплачены какие-нибудь гонорары. То есть налицо незаконное копирование и тиражирование. Более того, в целях наживы незаконно используется разрекламированный товарный знак, которым являются имена исполнителей. Однако, предоставление тех же самых услуг, но без требования за это денег, является полностью законным предприятием.
Несмотря на все эти нарушения, есть ещё факты, которым следует уделить внимание. В тех же мелких надписях иногда можно увидеть уведомление, что для получения понравившегося контента необходимо подключение исходного мобильного телефона к gprs. То есть подразумевается использование ещё одной платной услуги. Суть в том, что после заказа и оплаты услуги/товара по закону о защите прав потребителей вы имеете право забрать этот товар/услугу любым удобным для вас способом в любое удобное для вас время в любом удобном для вас виде. На самом деле потребителя лишают этого права, заявляя, что вы можете забрать это только в течение дня, только по данной ссылке и только с данного телефона.
Что касается викторин по мобильным телефонам, то всё обычно начинается со слов «отправьте SMS на короткий номер с правильным ответом, и каждый 1000-й правильно ответивший получит 5000 рублей». Тут всё законно. Однако при игре в такие игры вы должны знать, что даже правильный ответ не гарантирует выигрыша, вы должны стать 1000-м. То есть выигрыш 1000-ого, правильно ответившего, формируется за счет средств 999 человек. Будьте внимательны! Принимайте взвешенные решения!
Кроме того, мы советуем не вводить номер своего мобильного телефона на сомнительных сайтах. Зачастую после таких действий со счета начинают списываться деньги за различные платные услуги, которые абонент не заказывал.
Еще одни момент, на который стоит обратить внимание: сознательно подключая какую-либо бесплатную услугу у своего оператора связи, изучите информацию о данной услуге (это можно сделать на сайте оператора или по телефону «горячей» линии для абонентов): как правило, «бесплатность» временна, и через некоторое время за нее придется платить.
Если вы заметили, что со счета вашего мобильного телефона списывается больше денежных средств, чем нужно, незамедлительно обратитесь к своему оператору связи. Каждый оператор имеет номер «горячей» телефонной линии, где круглосуточно можно узнать информацию обо всех подключенных услугах и, при необходимости, отключить их.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005г № 328, которым утверждены «Правила оказания услуг подвижной связи», абонент вправе:
· получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи;
· требовать перерасчет абонентской платы вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги подвижной связи, в связи с не предоставлением услуг не по вине абонента или предоставлением их ненадлежащего качества;
· отказаться от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором;
· получать по письменному заявлению детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров.
Оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату, и не вправе обусловливать оказание одних услуг подвижной связи обязательным оказанием иных услуг связи.
Ведущий специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по НСО в Барабинском районе Деева Е.В.